Северная Заря | История реле


История Слаботочных электромагнитных реле и «Северной зари»

Санкт-Петербургский научно-производственный комплекс «Северная заря» – это основное российское предприятие по слаботочным электромагнитным реле. «Северная заря» была образована в 1974 г. на базе релейных подразделений ленинградского НПО «Красная Заря», созданного в 1922 г. после национализации Телефонного и электромеханического завода «Русское АО "Л.М. Эриксон и Ко».

В представленном материале рассматривается становление отечественной релейной техники, начатое в нашем городе в 20-х годах прошлого века. Основное внимание уделено созданию и создателям слаботочных электромагнитных реле – наиболее востребованным коммутационным элементам электрической аппаратуры. Очевидно, что здесь не упомянуты все, кто начинал создавать релейную технику на «Красной Заре» и др. предприятиях, развивал ее или продолжает развивать сегодня на «Северной заре». Дополнительную информацию о становлении слаботочной релейной техники на этих предприятиях и о специалистах-релейщиках можно также найти в авторском материале «Северная заря». История предприятия и слаботочной релейной техники.

Введение

Первый автоматический коммутатор тока, названный впоследствии «реле», был впервые продемонстрирован американцем Джозефом Генри в 1835 г. и представлял собой электромагнит, к магнитному полюсу которого притягивалось ферромагнитное тело (якорь), замыкая или размыкая при своем движении электрический контакт. Практическое применение первые электромагнитные реле (ЭМР) с магнитоуправляемым якорем (МУЯ) конструкции Генри нашли в телеграфных аппаратах системы С. Морзе, где реле с приходом в его обмотку слабого короткого импульса тока - точки или более длинного – тире соединяло своим контактом на время действия импульса местную батарею питания с обмоткой силового пишущего электромагнита.

Первые конструкции ЭМР с МУЯ были одностабильны, так как якорь и контакты возвращались в исходное состояние после прекращения тока в обмотке. Впоследствии для аппаратуры двухполюсного телеграфирования были созданы и двустабильные поляризованные ЭМР (реле-переключатели), содержащие в магнитной цепи обмотки постоянный магнит - источник дополнительного поляризующего потока. Благодаря этому потоку якорь получает дополнительное ускорение движения и дополнительное усилие удержания у полюса, а поляризованные реле отличаются меньшей мощностью управления и не потреблением энергии после срабатывания.

Очевидно, что конструкции ЭМР со временем развивались и совершенствовались, находя при этом новые области применения.

Наиболее широкой областью применения якорных ЭМР в конце ХIХ начале ХХ вв. стало их массовое использование в новой технике того времени – телефонной аппаратуре1, где реле автоматически коммутировали цепи управления и многоконтактные линии разговорных трактов. Следует отметить, что именно в телефонии впервые было реализовано основное преимущество якорных ЭМР – гальванически развязанная многовходовая и многоконтактная коммутация электрических цепей. Якорные реле, например, могли содержать до 7-8 обмоток, независимо управляющих якорем, нагруженным 8 переключающими или 12 замыкающими (размыкающими) контактами. Очевидно, что такой коммутационной емкостью не могли обладать элементарные конструкции позднее созданных бесконтактных реле (БКР), а также и ЭМР с магнитоуправляемым контактом (МУК).

ЭМР с МУК было изобретено (авт. свидет. СССР № 466) в 1925 г. В.И. Коваленковым - учеником профессора ЛЭТИ А.С. Попова и представляло собой (рис. 1) электромагнит, частью магнитопровода которого являлась последовательная цепь подвижных контактных элементов из ферромагнитного материала. Для исключения загрязнения контактирующих элементов в 1938 г. американцем Эллвудом МУК был усовершенствован (патент США № 228930) путем его герметизации магнитопроницаемой, например, стеклянной оболочкой. Реле с магнитоуправляемым герметизированным контактом (герконом) – герконовое реле из-за язычкового (приплющенного) вида контактирующей части контакта называют также язычковыми (по-англ. reed) реле.

Рис. 1. Схема ЭМР с МУК:

О – обмотка; С – сердечник; Яр – ярмо; Из – изолятор; ПКЭ – подвижный контактный элемент; ГМПБ – герметичный магнитопроницаемый баллон.

Герконовые реле вследствие простоты конструкции и технологии изготовления дешевле якорных реле и имеют перед последними ряд технических преимуществ: большое число коммутационных циклов и высокую частоту коммутаций малых и сверх малых токов. Однако эти реле по сравнению с якорными аналогами имеют низкую коммутационную способность (мощность до нескольких десятков ВА, ток до 1-2 А) и менее устойчивы к механическим, магнитным и климатическим воздействиям.

Помимо классических ЭМР с неподвижными обмотками управления в ХIХ-ХХ вв. для аппаратуры автоматики и телемеханики были созданы и другие виды электрокоммутаторов [3, 4]:

БКР по сравнению с ЭМР обладают более высокой чувствительностью и быстродействием, но могут коммутировать только однопроводные входы и выходы, что ограничивает их применение взамен многообмоточных многоконтактных ЭМР. Первые БКР стали применять в телефонных в цепях управления и в вычислительной технике, дав резкий скачок ее развитию (электронные вычислительные машины по сравнению с электромеханическими стали работать намного надежнее и быстрее).

Электронные, ионные и фотоэлектронные приборы также стали использоваться и совместно с ЭМР, усиливая для них сигналы управления . Такие гибридные релейные схемы обладали высокой чувствительностью БКР и высокой коммутационной емкостью и мощностью ЭМР.

Наиболее полная техническая и потребительская классификация различных видов реле приведена в [6]. Здесь же отметим, что контактные реле и релейные схемы на основе бесконтактных коммутирующих элементов по характеру выполняемой функции могут быть логическими, измерительными или с задержкой времени функционирования (срабатывания, возврата (отпускания)). Логические реле характеризуются естественной задержкой времени функционирования от не нормированного сигнала управления; реле времени - задаваемой задержкой времени функционирования, а измерительные - срабатыванием от нормированного сигнала управления.

Создание и развитие отечественных реле

1920-1930 гг. Первые предприятия и специалисты

Отечественное производство реле было начато в 1920-1930-х гг. на основе национализированных акционерных компаний с иностранным капиталом, занимающихся в до революционной России электросвязью и электротехникой:

Эти предприятия в соответствии со своей специализацией стали производить преимущественно ЭМР для телеграфной, телефонной аппаратуры, а также для силовых цепей устройств производства и потребления электроэнергии.

Наиболее активное освоение релейной техники происходило на телефонном заводе «Красная Заря», где вначале первые реле были аналогичны многоконтактным пружинным телефонным реле типа «Эриксон» или «Сименс и Гальске», но вскоре были освоены и реле собственных конструкций. На базе конструкций телефонных реле были также созданы кодовые диспетчерские реле(КДР), предназначенные для железнодорожной аппаратуры связи и автоматики, эксплуатируемой в более сложных климатических условиях, чем телефонная техника. КДР изготавливались на радиоаппаратном заводе им. Н.Г. Козицкого. Производство же специальных конструкций железнодорожных реле3 с 1938 г. было организовано на Ленинградском электротехническом заводе треста «Сигналсвязьзаводы».

Научно-технический потенциал и кадры релейной техники.

Подготовка первых специалистов-релейщиков была начата в ленинградских вузах - ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), ЛЭИС им. проф. М.А. Бонч-Бруевича и ЛПИ им. М.И. Калинина, а также в московском энергетическом институте (МЭИ). В этих вузах читались курсы по телеграфии, телефонии, технике проводной связи, электротехнологии, проектированию электромеханизмов и реле.

Для исследования электромеханических устройств как элементов первой телемеханической и автоматической аппаратуры при Наркомате оборонной промышленности был создан московский НИИ электромеханики (НИИЭМ), где группой специалистов во главе с Б.С. Сотсковым изучались и различные типы реле.

Особенности проектирования слаботочных катушек маломощных электромагнитов изучались В.М. Денисовым, Я.С. Левиевым и М.Г. Цимбалистым в ленинградской межвузовской экспериментальной электрической лаборатории.

Результаты научно-исследовательской деятельности в области релейной техники вскоре были отражены и в первых отечественных монографиях:

Мартьянов Б. К.
Мартьянов Б. К.

Для практического изучения вопросов телефонии и коммутации на заводе «Красная Заря» в 1935 г. была создана научно-техническая часть (НТЧ), ставшая первым научно-производственным центром, где создавались отечественные образцы телефонной техники, коммутационных устройств и электромагнитных реле.

В 1938 г. начальником НТЧ был назначен талантливый выпускник ЛЭТИ 1929 г. Мартьянов Б.К., преподававший впоследствии телефонию в ЛЭИС и написавший несколько книг по телефонной технике и конструированию телефонных реле. Мартьянов Б.К. после начала Отечественной войны был эвакуирован вместе с заводом, в г. Уфу, где работал главным конструктором, а с 1942 г. - главным инженером Народного комиссариата электропромышленности. С 1944 г. Мартьянов в течение 20 лет являлся главным инженером «Красной Зари», занимаясь послевоенным восстановлением науки и производства, а впоследствии и конструированием известной АТС-47, получив за ее разработку Госпремию СССР.

Релейным подразделением НТЧ являлся отдел электромеханики, руководимый с 1938 г. Витенбергом М.И., пришедшим на завод в лабораторию телефонии в 1930 г. после окончания ЛПИ. Под руководством Витенберга разрабатываются методы расчета реле в телефонных схемах, проектируются пробные реле АТС, а взамен реле переменного тока с разделенным сердечником разрабатываются двухфазные и детекторные реле

С 1935 г. Витенберг вел преподавательскую работу в ЛЭИС, где также организовал лабораторию электромагнитных механизмов и получил ученое звание доцента и степень кандидата технических наук.

Витенбергом М.И.
Витенбергом М.И.

По результатам исследований Витенбергом было опубликовано несколько десятков статей, подготовлены материалы для монографии по расчету реле, которая была издана в 1947 г. (Витенберг М.И. Расчет телефонных и кодовых реле, ГЭИ, 1947) и переиздавалась с дополнениями еще три раза.

После Отечественной войны Витенберг возглавит созданный в ленинградском НИИ-56 Минпромсвязи СССР новый коллектив исследователей слаботочной релейной техники и войдет в число ведущих специалистов, заложивших основы расчета и проектирования электрических реле и электромагнитных механизмов: Б.К. Буль, А.В. Гордон, И.Е. Декабрун, Р. Пик, Г. Ротерс, А.Г. Сливинская, Б.С. Сотсков, Ф.А. Ступель, Г. Уэйгар и др.

1941-1950 гг. Сохранение и восстановление релейной тематики. Создание реле для электросвязи, межотраслевого общепромышленного и специального применения и отраслевых специализированных реле

В первые дни Отечественной войны производство коммутаторов, машинных АТС, аппаратуры дальней связи, телефонных реле и т.п. изделий на «Красной Заре», как и на др. предприятиях, было приостановлено. Заводы перешли на выпуск только военной продукции.

Для сохранения научно-производственного потенциала «Красной Зари» ее основное оборудование, приборы, инструмент, техническая документация, работники цехов и отделов в августе 1941 г. были эвакуированы в г. Уфу. Здесь релейный отдел электромеханики, специальная лаборатория секретной телефонии4 и другие подразделения НТЧ вошли в состав вновь образованного Государственного союзного производственно-экспериментального института (ГСПЭИ-56), где продолжали работать, пополняясь специалистами по электросвязи, эвакуированными из осажденного Ленинграда. К числу таких специалистов относились и сотрудники НИИ дальней связи, образованного в 1941 г. на базе Центральной лаборатории проводной связи завода «Красная Заря».

Однако уже в мае 1943 г. в Ленинграде началось восстановление производственной деятельности завода «Красная Заря», где с 1944 г. был налажен выпуск учрежденческих АТС шаговой системы и было продолжено производство телефонных ЭМР.

Полноценное же восстановление разработок реле на «Красной Заре» было начато только в 1953 г, когда по аналогии с довоенной НТЧ было создано релейное ОКБ-3, состоящее из электромагнитной лаборатории, конструкторского бюро, лаборатории специальных реле и макетной мастерской (подробнее об этом см. ниже).

Послевоенное развитие исследовательских работ по реле для электросвязи было продолжено в ленинградском НИИ-56, располагаемом на базе НИИ дальней связи на Петроградской наб. Здесь в 1946 г. была организована релейная лаборатория № 34, в которой под научным руководством Витенберга М.И. инженеры Вишнеовский В.В., Добросердов Л.А., Штремберг Т.К. и др. стали заниматься исследованием и разработкой контактных материалов, реле средней мощности (РЭН17,18,19), тепловых (РТН1-5) и электронных реле времени, изучением иностранных образцов реле, координацией и прогнозированием отечественных разработок. Впоследствии эта лаборатория была расширена до отдела, а с 1964 г. преобразована в сектор релейной техники НИИ электрической аппаратуры (НИИЭА), состоящий из трех отделов.

В середине 1960-х гг. релейщиками НИИЭА стали Савкин В.Г. и Яковлев А.Я., которые, работая здесь, а впоследствии в ЦКТБ и НИИ коммутационной техники (НИИКТ), также внесли значительный вклад в развитие релейной техники.

Вишнеовский В.В. начал работать в релейной лаборатории старшим инженером с 1948 г., получив высшее образование в ЛЭТИ (1939 г.) и пройдя армейскую службу. Основным направлением его научной деятельности было исследование электромагнитных систем реле. В 1961 г. после обучения в заочной аспирантуре НИИ-56 защитил кандидатскую диссертацию и вскоре возглавил отдел разработок реле. Закончил трудовую деятельность в 1985 г. на «Северной заре», занимая должности начальника сектора и ст. научн. сотрудн.

Исследованию контактов реле и их коммутационной возможности была в основном посвящена трудовая деятельность Штремберг Т.К., которая также без отрыва от производства защитила кандидатскую диссертацию и руководила контактной лабораторией и после перевода сектора релейной техники в Центральное конструкторское бюро (ЦКТБ) «Красной Зари».

Яковлев А.Я. начинал свою трудовую деятельность в 1956 г. на Государственном заводе «Радист», где работал грузчиком, монтажником релейного цеха, инженером-конструктором в ОКБ механизации, заместителем главного конструктора. Интерес к исследовательской работе приведет Яковлева А.Я. в 1962 г. в коллектив релейщиков ОКБ-3 «Красной Зари», а в 1964 г. в НИИЭА, где с 1968 г. он возглавит сектор релейной техники и станет ведущим разработчиком первых общих технических условий (ОТУ) на ЭМР (ГОСТ 16121-70). В 1974 г. Яковлев возглавит исследовательский отдел реле НПО «Северная заря», сформированный на базе специалистов сектора релейной техники НИИЭА, а в 1975 г. будет переведен на производство «Радист» заместителем начальника по технике. В 1976-1979 гг. Яковлев - начальник технического отдела, в 1979-1991 гг. – ст. научн. сотрудн. - Ученый секретарь НТС. Награжден медалью «За доблестный труд».

Савкин В.Г. после окончания в 1955 г. Пензенского индустриального института был распределен в подразделение релейщиков НИИ 56, где стал заниматься электронными и электротепловыми реле времени. В 1966 г. был назначен начальником лаборатории реле времени, где под его руководством были разработаны первые ОТУ на реле времени (ГОСТ 16120-70). В 1972 г. Савкин В.Г. – начальник расчетного отдела реле НИИКТ «Красной Зари», а в 1976 г. – начальник научно-исследовательского отделения НИИКТ «Северной зари», где он проработал более 30-ти лет, будучи заместителем главного инженера (с 1981 г.), начальником релейного отдела и сектора (1990-1998 гг.). Он принимал непосредственное участие в разработках сверхминиатюрных поляризованных (РПА18,19; РПС43,45,46) и нейтральных (РЭС79,80) ЭМР, автор более 60-ти изобретений и 30-ти печатных работ, награжден медалью «За доблестный труд».

Следует отметить, что послевоенное развитие реле было инициировано созданием новых устройств автоматики и телемеханики для электросвязи, электротехники, автомобильной, железнодорожной, авиационной, ракетно-космической и военной техники.

В 1950-х гг. в США релейной техникой занималось около 50 фирм, выпускающих более 1000 типов преимущественно электромагнитных реле. В СССР в этот период на чуть более 30 предприятиях производилось около 350 типов реле, которые по мощности коммутируемых цепей подразделялись на:

По области применения реле подразделить на:

  1. траслевые специализированные реле
    • электротехнические;
    • железнодорожные;
    • автомобильные;
    • авиационные.
  2. Межотраслевые преимущественно маломощные (слаботочные) реле для аппаратуры:
    • общепромышленной и специальной телефонии и телеграфии;
    • общепромышленной автоматики;
    • специальной автоматики и телемеханики, ракетно-космической, военной и другой специальной техники, изготавливаемой под контролем представительства Заказчика.

Электротехнические реле (логические, измерительные и времени) изготавливались «Электросилой», ХЭМЗ и «Чебоксарским электроаппаратным заводом», образованным в 1941 г. на базе эвакуированных ХЭМЗ и ленинградского завода «Электрик».

Железнодорожные реле производились на Ленинградском электротехническом заводе Всесоюзного треста электротехнических заводов «Транссигналсвязьзаводы». В 1960-х гг. к производству реле был подключен Камышловский электротехнический завод.

Автомобильные реле разрабатывались Московским НИИавтоприборов, а изготавливались на Московском заводе автотракторного оборудования (АТЭ-1).

В 1960-х гг. производство автомобильных реле было освоено на вновь построенном Псковском филиале ленинградского завода «Автоарматура» (ныне псковское ОАО «Авар»).

Авиационные реле разрабатывались и производились московским агрегатным заводом «Дзержинец» (ныне - ОАО «Аэроэлектромаш») и Кировским агрегатным заводом имени Лепсе (ныне – ОАО Электромашиностроительный завод «Лепсе»).

В 1970-х гг. авиационные реле стал изготавливать и «Кирово-Чепецкий электромашиностроительный завод» (ныне - ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» (вятский электроконтакт)), а также Тюменский электромеханический завод.

Межотраслевые реле в 1940-1950 гг. разрабатывались и производились в основном на ленинградском телефонном заводе «Красная Заря», а с 1957 г и на ленинградском Государственном заводе «Радист».

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. к производству межотраслевых слаботочных реле, разрабатываемых «Красной Зарей», были вовлечены вновь построенные алатырьский «Завод «Электроприбор» и стародубский завод «Реле», а также переориентированные на релейную технику ереванский завод «Армреле», «Иркутский релейный завод», новгородский завод им. «50-летия Октября» и Харьковский телефонно-коммутаторный завод (ХТКЗ).

История образования релейного завода "Радист" начинается в 1923 г. с создания артели "Столяр-строитель", выпускающей деревянные изделия для гужевого транспорта (сани, колеса, хомуты), мебель, гробы и патефоны. В 1934 г. "Столяр-строитель" преобразуется в производственно-кооперативную артель "2-ой пятилетки", насчитывающую до 550 человек персонала и изготавливающую, кроме того, металлоткацкие изделия, а после войны и футляры для репродукторов.

В 1954 г. артель "2-ой пятилетки" сливается с артелью на ул.Рубинштейна и получает новое наименование - артель "Радист", которая вскоре дополнительно осваивает выпуск для нужд города репродукторов "Нева", "Ленинградец" и динамиков типа ГФ. В 1955 г. Постановлением Совмина РСФСР артель получила статус Государственного завода "Радист" (директор - Коркешко Ф.Н., главный инженер - Окунь А.С.), где вскоре во вновь построенном пятиэтажном корпусе стали выпускать радиолы и радиоприемники I-IV классов ("Октябрь", "Нева", "Урал"), а также радиолы высшего класса "Россия", успешно экспортируемые в страны Европы.

В связи с ростом номенклатуры и объема производства реле на "Красной Заре" Постановлением Ленгорисполкома в декабре 1957 г. завод "Радист" был переориентирован на производство релейной техники. На заводе создаются новые сборочные цехи, руководимые Кутузовым И.Ф. и Мончаком М.Л., а также механо-гальванический цех по производству деталей (Эпштейн Г.М.).

В 1957-1959 гг. на "Радисте" переосваиваются краснозаревские реле РКМ1, РС13 и осваиваются новые реле ОР13, РКМП, РКН, РС52, РСЧ52, РЭС9, термореле. Ежемесячно завод "Радист" стал выпускать до 180 тыс. реле.

Выпуск таких объемов реле стал возможен благодаря организации специализированных производств (поузловая сборка, изготовление деталей) и их механизации и автоматизации. Для этого на заводе уже в 1958 г. было создано ОКБ средств механизации и автоматизации (начальник - Якуб В.Н.), разработавшее и внедрившее в производство первые конвейерные линии, автоматы лужения, полуавтоматы сборки контактных пакетов и пр.

В 1962 г. "Радист" расширяет свое производство, создав релейный цех в г. Порхове Псковской области и доведя общую численность работников свыше 3000 человек. В 1964 г. Государственный завод «Радист» вошел в релейную составляющую вновь созданного производственного объединения «Красная Заря» в статусе Производства «Радист», а в 1969 г. вновь приобрел самостоятельность.

Директором «Радиста» был назначен Леонов Е.П., главным инженером Пашков Б.С., возглавлявший ранее ОГТ завода «Красная Заря», а начальником производства – Ваганов В.И.. С 1969 по 1972 гг. были освоены новые высокочастотные реле РПВ2,5; РЭВ18; реле РПС25,32,34,36; РЭС34,48; герконовые реле РЭС42-46, РЭС55,64,66,83; РПС50,56; сверхминиатюрные реле нового поколения РПС43,44,45,46. На «Радисте» впервые было организовано производство отечественных герконов КЭМ1,2,3. Кроме того, специалисты «Радиста», как и многие другие работники «Красной Зари», помогали осваивать релейное производство на строящихся заводах не только в г. Алатырь и г. Стародуб, но и в Китайской Народной Республике.

В 1972 г., в связи с образованием научно-производственного объединения (НПО) «Красная заря», завод «Радист» вновь получил статус Производства, а его порховский филиал стал самостоятельным заводом в составе НПО. (Более подробную историю «Радиста» см. «Северная заря» 1974-1999 История предприятия и слаботочной релейной техники»).

Межотраслевые реле представляли наиболее многочисленный вид отечественных реле, отличаясь конструктивно-технологически как между собой, так и от отраслевых специализированных реле.

Основой разработки отечественных общепромышленных и специальных телефонно-телеграфных реле послевоенного поколения послужили лучшие для того времени образцы английских и трофейных немецких ЭМР, на базе которых на «Красной Заре» были созданы телефонные реле серии РПН и РКН (масса 390 г) и телеграфные поляризованные реле-переключатели типа РП и РПС.

Прогрессивная конструкция реле с круглым сердечником типа РКН (рис. 2) использовалась и при разработке первых менее габаритных релеРСМ (25 г) и РКМ1 (130 г), предназначенных для общепромышленной автоматики. На базе конструкции реле РКМ1 были созданы и первые специальные реле РС13 и РСЧ52 (рис. 3), которые были более устойчивы к механическим воздействиям и имели непроницаемые для пыли и влаги несущее основание (корпус) с плотно установленным на нем металлическим чехлом.

Следует отметить, что простые и надежные конструкции реле РКН и РСЧ52 до сих пор используются и могут быть приобретены соответственно на алатырьском «Заводе «Электроприприбор» и стародубском заводе «Реле».

Разработка специальных реле первого поколения осуществлялась в основном конструктивно-технологической модернизацией многоконтактных телефонных и одноконтактных телеграфных реле, направленной на повышение их механоустойчивости и уменьшения габарита за счет изменения числа контактов и чувствительности электромагнита.

Для повышения эффективности разработки и производства таких реле на «Красной Заре» в 1953 г. создается ОКБ-3, состоящее из лабораторий электромагнитных механизмов (ЭММ) и специальных реле, конструкторского бюро, макетной мастерской и испытательной лаборатории (с 1962 г.). При этом серийное производство реле выделяется в специализированный цех № 4 (начальник - Мельников И.М., впоследствии - Бродский Б.Я., а с 1958 г. - Ротенберг А.А.), который вскоре станет самым большим подразделением завода, создающим вместе с участками реле цеха № 5 наибольший удельный вес в продукции завода.

Рис. 2. Реле, разработанные в 1944-1949 гг.: 1 - РКН, 2 - РСМ, 3 – ТРВ (тепловое реле времени), 4 - РКМ1

Рис. 3. Реле РСЧ52, разработанное вначале 1950-х гг. и используемое в ракетной технике до 2010 г.

Федоров Г.С.
Федоров Г.С.

Конструкторское бюро (Федоров Г.С.), лаборатории ЭММ (Лийк Р.В.) и специальных реле (Гуров А.А.) составляли отдел разработок, которым с 1955 г. руководил талантливый инженер Неклюков И.Г. Будучи еще и главным конструктором он и после преобразования ОКБ-3 в ЦКТБ продолжил техническое руководство разработок реле, став главным инженером ЦКТБ. Для изготовления и испытания экспериментальных образцов реле в ОКБ-3 были созданы макетная мастерская (Адашкевич Л.Ф.) и лаборатория механических и климатических испытаний (Воинов Б.Н.). В лаборатории специальных реле также создается группа надежности реле, руководимая с 1960 г. Хайцером С. Л.

Среди первых работ релейщиков ОКБ-3 следует отметить поляризованные реле РП3,4,5,7, немецкие аналоги которых входили в систему управления ракетой ФАУ-2, а также первое герметизированное (пайкой) реле РМУГ, имеющее металлостеклянный цоколь и заполненное азотом.

Конструкторско-технологическое сопровождение разработок и производства реле осуществлялось лабораторией № 2 ОГК завода (Бирюкова Т.Г., позже Ширяев М.В. и Игнатьев О.Н.), и группой технологов ОГТ, руководимой Хоченковой И.А. В ОКБ-3 также было создано технологическое бюро, возглавляемое Можейко Ю.П., где рарабатывалась первая линия сборки реле.

Для решения технологических вопросов сборки и испытаний специальных реле в 1959 г. при ОГТ завода была создана группа (Кварт Б.М.), преобразованная в 1964 г. в технологическую лабораторию ЦКТБ.

Важную роль в проектировании и изготовлении реле занимали материалы, покрытия и химические методы обработки. В этой связи уже в 1944 г. в составе Центральной лаборатории ОГК создается лаборатория металловедения, руководителем и организатором которой стала выпускница Ленинградского Госуниверситета Яблонская Н.С. В новой лаборатории занимались подбором и исследованием конструкционных материалов реле, обмоточных проводов, контактов, покрытий и пр. В дальнейшем лаборатория металловедения будет преобразована в лабораторию новых материалов реле.

Среди первых инженеров-релейщиков ОКБ-3 были Александрова Г.Ф., Борисов Б.А., Гасюн П.И., Гликман З.И., Дрожжедкин Б.Ф., Дроздов В.И., Друкмахер А.И., Ефименкова А.П., Шигаев М.И., Карандина В.А., Копылов К.И, Кузнецова Е.А., Макарова Т.В., Ражев Ю.А., Розенберг В.Э., Розенталь Н.К., Соловьева Г.К., Трофимов О.П., Тышков И.С., Харитонов Г.М., а также Ивакин Б. Ф. и Ройзен В.З..

Трудовая деятельность Ивакина Б.Ф. началась в 1955 г. на заводе «Красная заря», куда он был распределен после окончания Пензенского индустриального института по специальности электромеханические аппараты. В1960 г. после стажировки в отделе автоматизации и механизации Ивакин был направлен в лабораторию специальных реле ОКБ-3, где под руководством Гурова совместно с Гликманом и Шигаевым постигал вопросы исследований, расчетов и испытаний реле. В 1961 г. Ивакин был назначен начальником конструкторского бюро, а в 1966 г. - главным конструктором ЦКТБ. За заслуги в области разработки и модернизации ряда ЭМР ему присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор РСФСР» и «Почетный радист СССР». Ивакин также награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и памятной медалью Президиумом Академии наук СССР в ознаменование первого в мире выхода человека в космическое пространство.

Ивакин Б.Ф. автор 6 патентов, 34 авторских свидетельства на изобретения, 11 из которых использованы при создании новых реле (РПС32,34,36,48; РЭС30,50,56). Им опубликовано 27 научных статей по слаботочным реле и 2 книги с участием других авторов.

В настоящее время Ивакин Б.Ф. также является главным конструктором Научно-исследовательского института коммутационной техники (НИИКТ) АО НПК «Северная заря».

Ройзен В.З. поступил на завод «Красная Заря» в 1949 г. после окончания приборостроительного факультета Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО). Работая инженером – исследователем в лаборатории специальных реле ОКБ-3 он заочно защитил кандидатскую диссертацию по расчету и проектированию поляри-зованных реле, став в 1964 г. начальником вновь созданной лаборатории поляризованных реле. С 1967 г. Ройзен возглавлял важнейший в ЦКТБ отдел новых разработок, совмещая эту работу с подготовкой студентов в Северо-Западном заочном политехническом институте (СЗПИ). Он автор 30 статей, 16 изобретений и 3 книг, посвященных вопросам проектирования и расчета миниатюрных герметичных реле, в которых обобщен опыт проектирования современных типов электромагнитных слаботочных реле и впервые изложены вопросы расчета устойчивости реле к механическим перегрузкам.

Ройзен В.З.
Ройзен В.З.

Ройзен принимал непосредственное участие в разработке 21 типа реле, среди которых необходимо отметить первые поляризованные реле 64П, 65П, РПТ (1950 г.); виброустойчивые высокочувствительные реле РПС4,5,7 (1954 г.), а также их аналоги РПС11/4,5,7 (1957 г.) для аппаратуры телеграфии и связи. Под его руководством в 1959 г. было разработано первое отечественное малогабаритное поляризованное двустабильное реле РПС20 на два переключения тока до 2А, конструктивная схема которого стала базовой для последующих реле ДП-12; РПС24,26,28,32,34,36. В отделе Ройзена была также разработана конструкция первого сверхминиатюрного реле РЭС49.

Среди специалистов, работающих с Ройзеном, особо следует отметить Тышкова И.С. – исследователя характеристик реле, предложившего впервые понятие о динамическом сопротивлении контакта и создавшего приборы для его измерения.

В 1950-х гг. «Красной Зарей» были разработаны и освоены в производстве десятки новых типов нейтральных и поляризованных (типа ДП, РП, РПС) ЭМР для общепромышленной и специальной аппаратуры:

Среди этих изделий особо следует отметить сверхчувствительные и термостабильные поляризованные реле РПС4,5,7, первые сверхминиатюрные реле РЭС10 (7,5 г) и РЭС15 (3,2 г), а также первое герметичное малогабаритное (110 г) специальное реле РЭС8 (рис. 4), аналоги которого изготавливались американской компанией «Union Switch» для ответственных систем железнодорожной сигнализации.

Инновационное для того времени реле РЭС8 по многим конструктивным элементам принципиально отличалось от всех отечественных предшественников и стало первым ЭМР, изготавливаемым по новой финишной технологии. Так, например, для механоустойчивости реле имело полностью уравновешенный поворотный якорь, который управлял 6 переключающими контактами, припаянными на выводах цоколя и образующими с цоколем отдельно собираемую контактную систему. При изготовлении реле РЭС8 использовались новые технологии и материалы:

Рис. 4: 1 (серый) – РПС18, 1 (розовый) РЭС7, 2 – РЭС8, 3 (розовый) – РЭС6,
3 (серый) – РПС20, 4 – РЭС9, 5 – РЭС10, 6 – РЭС15, без № - РПС11/5

Для повышения стабильности и надежности работы реле РЭС8 на технологическом финише через штенгель в кожухе обезвоживались (откачивались), а затем заполнялись осушенным воздухом с низкой точкой росы и окончательно герметизировались при отпайке штенгеля.

Для повышения прочности и герметичности стеклоизолятора в его качестве впервые использовалось не монолитное (литое), а порошковое стекло.

Помимо якорных ЭМР в ОКБ-3 завода «Красная Заря» с середины 1950-х гг. начались также разработки и освоение производства первых герконов (КЭМ1,2,3) и герконовых реле (РЭС20,42,43,44,55), серийное изготовление которых было начато вначале 1960-х гг5.

Первые в СССР герконы и первое герконовое реле РЭС20 в корпусе пальчиковой лампы, пригодные для серийного изготовления, были разработаны в лаборатории ЭММ ОКБ-3 под руководством Лийка Р. В.

С начала 1960-х гг. в ОКБ-3 создается самостоятельная лаборатория язычковых реле, коллектив «герконщиков» которой (Басаргина В.Н., Василььев Б.С., Зацаринская М.Б., Курочкин Ю.М., Людыно Н.И., Манов А.В., Тимофеевский Ю.Д., Трофимов О.П., Чудаков Л.М., Шторм Б.А.) возглавил Шульман С.М. - разработчик переключателя ДП10, высокочувствительного реле РЭС16, первого миниатюрного реле РЭС10 и сверхминиатюрного РЭС15.

Для разработок новых технологий производства герконов и герконовых реле в 1961 г. в ОКБ-3 была создана лаборатория, руководимая Лепским А.М., где рассматривались процессы спая стекла с металлом (Бурштейн Э.И.), а также процессы откачки, газонаполнения и окончательной герметизации (Горбаченко Э.В., Любинский Д.Л.), которые вскоре стали ведущими и при производстве ЭМР с МУЯ. В этой связи в 1963 г. была создана самостоятельная лаборатория электровакуумной технологии, возглавляемая Бурштейном Э.И., где вопросами спая стекла занималась Фрумкис М.А.

«Герконщиками» ОКБ-3 и ЦКТБ «Красной Зари», а впоследствии и НИИКТ «Северной зари» была создана широкая гамма герконовых реле (РЭС20; 42-44; 55, 64, 64А, 66; 81-86; 73,74; 91, 93; РПС49-56; РГК11,12,16,17,18; РГА11; РПК22-24), производство которых осуществлялось вначале вышеупомянутыми заводами «Реле», им. «50-летия Октября», «Завод «Электроприбор», а затем и другими предприятиями слаботочной релейной отрасли.

Вначале 1990-х гг. головная роль по разработке герконовых реле была передана Новгородскому специальному конструкторско-технологическому бюро по релейной технике (СКТБРТ), входившему в производственное объединение (ПО) «Старт», специализирующееся в производстве этих реле.

После введения новой системы межведомственной нормализации промышленных изделий межотраслевые реле, а также некоторые виды электротехнических реле средней мощности получили основанные на технических и функциональных отличиях соответствующие обозначения типов:

Электрослаботочные (межотраслевые) реле общего и специального назначения в 1960-1980 гг. Внедрение новых технологий и материалов. Создание отрасли слаботочных реле и ее головного НПО «Северная заря»

В 1960-х гг. релейщиками «Красной Зари» была создана целая гамма различных и, в ряде случаев, оригинальных реле, защищенных авторскими свидетельствами и патентами. К числу таких изделий (см. табл. 1) можно отнести герконовые реле РЭС42-44,55; высокочастотные реле РПВ; поляризованные реле ДП12, РПС18,20,23,24,26,28,32,34,36; миниатюрные реле в корпусе типа «кварц» РЭС34,48 и сверхминиатюрное реле РЭС49 (1967 г.) весом менее 3 г.

Таблица 1

Год

Кол-во типов

Выпуск, млн. шт

Типы освоенных новых реле

1960

46

5,6

РТН1,2; РПВ2; РПС18,20; РЭС15

1961

47

7,5

ДП12

1962

51

9,9

РПС23,24,26,28

1963

52

11,2

РЭС22

1964

53

12,3

РКМ2

1965

55

12,2

КЭМ1; РЭС32

1966

56

13,5

РПС32; РЭН29,32; РЭС34

1967

60

17,9

РЭВ14,15; РЭН33; РЭС47,49

1968

63

20,7

РПС34,36; РЭН34; РЭС48

1969

64

23,9

РЭС42-44

1970

65

26,4

РЭС55

1971

65

28,5

РЭС60,64

1972

66

31,5

РПС43

1973

74

35,7

РЭВ18; РЭС53; РЭС81-86

1974

76

40,8

РВЭ1; РПС45

1975

90

48,4

РЛ1; РПС49-56; РЭВ16,17; РЭС45,46,66

1976

94

55,1

РЭВ20; РЭС79,80,91

1977

102

67,9

РВЭ2; РТН6; РПС46,47; РЭС52,78,90,93

Выше отмеченными предприятиями, производящими межотраслевые реле, к 1970 г. было освоено 65 типов преимущественно ЭМР, включая несколько типов реле средней мощности и повышенного напряжения, общим количеством 26,4 млн шт., что в сравнении с 1960 г. составляло среднегодовой прирост по номенклатуре - 1 реле, а по объему - более 2 млн шт.

Успешному развитию межотраслевых реле в 1960-х гг. способствовало и то, что в 1964 г. ОКБ-3 было преобразовано в ЦКТБ, а сам завод «Красная Заря» получил статус производственного объединения и расширился (В состав, например, релейной части ПО вошел ленинградский Государственный завод «Радист»).

Дальнейший прогресс в развитии межотраслевых реле продолжался и в 1970-х гг. на фоне реорганизации отечественной промышленности и созданием научно-производственных объединений (НПО) - головных предприятий техники. В этой связи в ноябре 1970 г. на базе ЦКТБ и ОКБ-2 ПО «Красная Заря», входящего в Минрадиопром СССР (МРП), был создан НИИ коммутационной техники (НИИКТ), ставший с 1 января 1972 г. головным предприятием в области аппаратуры связи, коммутационной и релейной техники НПО «Красная Заря»6.

Разработки и производство логических ЭМР к началу 1970-х гг. были стандартизованы и велись по требованиям ГОСТ 16121-70 «Реле электромагнитные. ОТУ», а для создания реле времени использовался ГОСТ 16120-70 «Реле времени электротепловые. ОТУ».

Конец 1960-х гг. характеризуется для краснозаревцев увеличением количества производимых реле с одновременным ростом их номенклатуры и качества. Создание специальных реле связи и реле для развивающейся военной и ракетно-космической техники того времени требовало от реле более высоких эксплуатационно-технических показателей. Реле должны были иметь повышенный временной и коммутационный ресурс, малый вес, повышенную герметичность, безотказно работать в широком диапазоне температур, давлений и влажности окружающей среды, вибраций, ударов и ускорений.

Все это, естественно, потребовало от предприятия и серьезной перестройки технологии производства реле – создания и использования для них принципиально новых материалов и сборочно-регулировочных процессов. Из наиболее важных новых технических решений того времени следует отметить:

Рис. 5. Металлостеклянный цоколь с лазерной сваркой контактных элементов

Организация технологии производства специальных ЭМР якорного типа и создание первых специализированных технологических подразделений практически начались под руководством главного технолога ПО «Красная Заря» Варгаузина А.А. В это время, например, были созданы новые самостоятельные лаборатории пайки (Басов Б.Э.) и сварки (Щетанов Д.П.), где для производства реле разрабатывается первое специализированное оборудование с привлечением отраслевых и академических институтов - ВНИИ токов высокой частоты им. Вологдина, ВНИИ электросварки им. Патона, НИИ «Полюс» и др.

Следует отметить, что благодаря инициативе и активности Щетанова Д.П. в лаборатории сварки уже в 1969 г. появляются первые отечественные технологические лазеры типа СЛС-10, а вначале 1970-х гг. лазерная сварка на установках СЛС-10 и "КВАНТ-10" стала применяться в серийном производстве контактных систем реле РПС20,28,32,34,36, заменив вредную, трудоемкую и загрязняющую реле пайку.

В состав технологического бюро ОГТ по сборке коммутационных изделий были привлечены специалисты по механической обработке (Горчаков А.Д., Мерзликин В.И.), промывке (Цалина Л.И., Шишканова Л.А.), термообработке (Пинаева Т.С.) и др. В 1972 г. эти специалисты ОГТ завода были объединены в бюро специальных видов работ (Деркач Э.П.).

Разработчиками технологии сборки реле руководил с 1966 г. Главный технолог ЦКТБРТ Рудык А.Р. - творчески активный специалист, получивший практику по релейной технике на заводе им. М.И. Калинина, где в конце 1950-х гг. осваивал производство реле РПС4,5,7.

В 1972 г. после вхождения ЦКТБ в НИИКТ Рудык А.Р. возглавил технологический отдел, в который вошли все специализированные бюро и лаборатории ОГТ НПО «Красная Заря», занимающиеся релейной тематикой, а начальником технологического отделения стал главный инженер ЦКТБ Животченко А.Д., прошедший школу технического контроля и начальника релейного цеха.

Среди первых релейщиков, участвующих в разработке базовой технологии, нестандартного оборудования и контрольной аппаратуры, помимо вышеназванных специалистов, следует отметить Васильеву Т.А., Ганкина И.А., Громова А.И., Иванова З.Ф., Комкова В.А., Кострюкова С.И., Людыно С.И., Петрова И.А., Шварцмана С.Г. и др.

Создание отрасли слаботочных реле и ее головного НПО «Северная заря»

Началом этапа наиболее интенсивного развития межотраслевых реле следует считать 1974 г., когда во вновь образованном Министерстве промышленности средств связи (МПСС) СССР была организована новая отрасль слаботочных реле (СР) во главе с НПО «Северная заря», созданным на базе подразделений релейной техники НПО «Красная Заря».

В 1974 г. управление НПО «Красная Заря» из МРП было переподчинено 1 Главному управлению (ГУ) МПСС, куда вошли и иные предприятия, производящие аппаратуру связи, коммутационную и релейную технику межотраслевого применения. При этом согласно приказу МПСС от 21 августа 1974 г. № 186 на базе подразделений релейной техники НПО «Красная Заря» было создано Ленинградское НПО «Северная Заря», подчиненное 9 ГУ МПСС, в составе:

- НИИКТ с функциями головного предприятия по электрослаботочным реле общего и специального назначения с исключением функций по вторичным цепям и аппаратуре телефонной связи и передачи данных с коммутацией каналов и сообщений;

Основу «релейного» НИИКТ составили специалисты ЦКТБ и релейного сектора НИИ 56, вошедшего в НИИКТ в 1970 г. Основу опытного завода НИИКТ составили цех № 4, Производство № 2 «Радист»7, а также газо-мазутная тепловая станция, снабжающая теплом «Северную зарю», «Красную Зарю» и группу близко расположенных предприятий.

Территориально НПО «Северная Заря» разместилось в инженерно-лабораторном и производственном корпусах на Кантемировской улице, построенных для НИИКТ «Красной Зари» в 1969-1974 гг.

Рис. 6. Строительство инженерно-лабораторного корпуса на Кантемировской, 7.

В 1980-1983 гг. в промышленной зоне Выборгского р-на Ленинграда «Парнас» для развивающегося НПО «Северная заря» было построено новое заготовительно-складское производство, а в 1982-1985 гг. к инженерно-лабораторному корпусу был пристроен административно-бытовой корпус, где размещались технические службы НИИКТ, конференц-зал и столовая.

В состав отрасли СР помимо НПО «Северная заря» вошли также выше упомянутые предприятия, производящие межотраслевые реле в 1960-х гг.:

В 1978 г. отрасль СР дополнил «Порховский релейный завод», выделившийся из состава НПО «Северная заря», а также вновь построенные в 1980 гг. краснодонский завод «Юность» и антрацитовский завод «Титан». Кроме того, в отрасль СР вошел Береговский завод точной механики, специализирующийся на разработке оборудования для намотки катушек реле.

В соответствии с отраслевой специализацией на головное НПО «Северная зря» возлагалась задача по разработке новых типов реле, релейных материалов и прогрессивных технологий, а другим предприятиям отрасли была определена соответствующая предметная и технологическая специализация.

Харьковское ПО «Радиореле» специализировалось в производстве миниатюрных и сверхминиатюрных нейтральных (РЭС49, 60) и высокочастотных (РЭВ16,17) реле, а также в механизациии и автоматизации их изготовления.

Ереванское ПО «Армреле» специализировалось в производстве малогабаритных и миниатюрных неполяризованных высокочувствительных реле (РЭС54,59) и термических реле времени (РТН3,6), а его филиал НИИКТ разрабатывал аппаратуру контроля качества реле.

Новгородский завод им. «50-летия Октября» занимался изготовлением малогабаритных поляризованных реле (ДП12; РПС20,32; РПВ2,5), а также герконовых реле (РЭС42-44,55), включая проектирование и изготовление оборудования для их производства. Впоследствии предприятие стало специализироваться в разработке и производстве БКР.

Производство открытых и зачехленных (негерметичных) реле, а также герконовых реле было сконцентрировано на стародубском заводе «Реле» и алатырьском «Завод «Электроприбор».

«Иркутский релейный завод» стал выпускать открытые реле средней мощности МКУ48, РКС3, РЭН18,20, а позднее и миниатюрное герметичное реле РЭС48, специализируясь при этом на изготовлении деталей из пластмасс.

На заводе «Юность» осваивались сверхминиатюрные реле РЭС79,80; РПС43 и новые реле в корпусе Q/2 и ТО-5, а на заводе «Титан» – расширялось производство зачехленных телефонных реле типа РЭС9,10 и традиционных телефонных реле, которые производились многими телефонными заводами самостоятельно.

Основной целью создания самостоятельной отрасли слаботочной релейной техники (СРТ) являлось увеличение номенклатуры СР, их количества и качества, так как эти реле стали наиболее востребованными коммутационными элементами межотраслевой специальной электрической аппаратуры.

Непосредственное руководство новой отраслью СР осуществляли в МПСС заместитель министра Широков Г.И., начальник 9 ГУ Шильников Н.А. и главный инженер 9 ГУ Животченко А.Д. После преобразования в 1988 г. 9 ГУ МПСС в 3 научно-технический центр его руководителем стал Хазарчиевый Ю.Д.

Первым генеральным директором НПО «Северная заря» был назначен Смирнов Н.Г., возглавляющий до этого НПО «Красная Заря», а с апреля 1975 г. - Воронов Н.И. (рис. 7), подготовивший в сентябре 1975 г. первая схему управления объединением и его организационную структуру.

Воронов Н.И. после военной службы в Советской Армии, где получил за боевые заслуги орден Красной Звезды, начал свою гражданскую деятельность в 1950 г. в качестве слесаря-сборщика на ленинградском заводе «Ленинец». После получения высшего образования радиоинженера Воронова в 1963 г. направляют на работу в отдел оборонной промышленности Ленинградского обкома КПСС, а с 1966 г. - в НПО «Авангард». За успешную работу в НПО «Северная заря» в IX пятилетке Воронов Н.И. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Рис. 7. Хазарчиев Ю.Д. (слева), Широков Г.И. (в центре),

Воронов Н.И. (фото сделано на балансовой комиссии МПСС)

Среди первых общетехнических руководителей молодого объединения следует отметить главного инженера Борисова Б.А.; главного механика Павлова В.П., внесшего огромный вклад в строительство и реконструкцию объектов предприятия; главного бухгалтера Крылову Л.Ф. и ее заместителей по производству - Михалеву Г.Н., а по науке - Усиевич В. М.; заместителей генерального директора: по капитальному строительству - Тихонова В.Н., которого впоследствии сменил главный энергетик Руденко Б.Н.; по быту - Бермана Е.Б. (впоследствии Кириллов А.А.); по кадрам – Большакова А.Г.; по общим вопросам - Райцеса Э.Б.

Для руководства релейной наукой в структуре НПО «Северная заря» с января 1976 г. вводится должность заместителя генерального директора по науке - главного инженера НИИКТ, на которую назначается главный конструктор СРТ Ивакин Б.Ф., работающий с 1972 г. начальником научно-исследовательского отделения (НИО) релейной техники НИИКТ.

Борисов Б. А.
Борисов Б. А.

Борисов Б.А. – участник Великой Отечественной войны. Пришел на завод «Красная Заря» в 1950 г. после завершения армейской службы. Получив заочное образование в СЗПИ стал работать в ОКБ-3, занимаясь вместе с Шигаевым М.И. созданием первого представителя нового поколения малогабаритных герметичных реле РЭС8. После образования ЦКТБ был его бессменным начальником, а после создания НИИКТ – вначале заместителем директора по релейной технике, а с 1977 г. - заместителем главного инженера НИИКТ по отрасли. В 1980 г. Борисов Б.А. ушел на пенсию.

В мае 1976 г. для усиления инженерных служб объединения вводится должность первого заместителя генерального директора - главного инженера объединения - главного инженера опытного завода, на которую назначается Мартынов Д. И.

Мартынов Д.И. начинал свою трудовую деятельность в 1956 г. мастером ремонтно-механического цеха гомельской фабрики «Труд». После службы в армии окончил ЛПИ им. М. И. Калинина по специальности инженер-механик и был направлен на полупроводниковый завод в г. Фрязино. Здесь он прошел путь от конструктора до заместителя главного инженера объединения «Электронприбор». В 1971 г. за трудовые успехи был награжден орденом «Знак Почета».

Имея большой опыт работы на одном из передовых предприятий электронной промышленности, Мартынов Д.И. очень скоро наладил работу инструментальщиков, служб отделов главного технолога и конструктора, уделяя особое внимание подготовке производства и внедрению специального технологического оборудования. В 1979 г. он защитил кандидатскую диссертацию, начатую в электронной промышленности.

Для общего руководства производством НПО «Северная заря» в 1975 г. была введена должность заместителя генерального директора по производству, на которую был назначен Гурков Р.М., а с июля 1977 г. - Домбровский Ф.Л., работающий в этой должности и по настоящее время.

Домбровский Ф.Л. после окончания Ленинградского финансово-экономического института по комсомольской путевке 4 года работал оперуполномоченным УВД, а в 1962 г. перешел на завод «Заря», где работал старшим инженером производственно-диспетчерского отдела (ПДО), через год - заместителем начальника ПДО завода «Ленинец», а с 1972 г. - в центре научной организации труда НПО «Ленинец».

В 1981 г. за успешное выполнение Государственного заказа по производству реле награжден орденом «Знак Почета».

В 1976 г. (редакция 1) и 1978 г. (редакция 2) структура управления и кадровый состав руководителей НПО «Северная заря» всех уровней были окончательно сформированы и представляли собой следующее.

НИИКТ состоял из НИО-1 (по разработке и исследованию реле), НИО-2 (по технологии реле) и группы общетехнических и отраслевых подразделений под управлением заместителя главного инженера НИИКТ.

Начальником НИО-1 в 1976 г. был назначен начальник отдела электромагнитных реле и переключателей Савкин В.Г.

В состав НИО-1 входило 6 отделов: 311 - исследовательский отдел характеристик реле (Кузенин Г.Г., сменивший Яковлева А.Я., переведенного на производство «Радист»); 312 – исследовательский отдел электромагнитных реле и переключателей (Ройзен В.З., с 1976 г. Никитин В.М. - автор изобретений и более 80-ти печатных работ по, преимущественно, электронным реле; 313 – исследовательский отдел герконовых и высокочастотных реле (Тимофеевский Ю.Д.); 314 - конструкторский отдел новых разработок (Можейко Ю.П., позднее Митрофанов В.В.); 315 - отдел испытаний (Воинов Б.Н., позднее Костенко А.И.); 316 - исследовательский отдел гибридных реле.

Секторы в отделах НИО-1 возглавили лучшие специалисты, прошедшие релейную школу ОКБ-3, ЦКТБ и НИИКТ «Красной Зари» или НИИ-56: Валеев Ю.И. (реле промавтоматики и телефонии), канд. техн. наук Вишниовский В.В. (тепловые и динамические воздействия), Гуров А.А., позднее Калашников О.В. и Зиновьев Г.А. (неполяризованные реле), Иванов В.Д. (контактные материалы), Лифшиц З.Г. (электротовары народного потребления), Пискарев В.А. (реле времени), канд. техн. наук Ройзен В.З. (контакты реле), Харитонов Г.М. (поляризованные реле), Шульман С.М. (герконовые и высокочастотные реле).

Фролков О. П.
Фролков О.П.

Начальником технологического НИО-2 в 1974 г. был назначен талантливый руководитель и специалист-технолог Фролков О.П., прошедший трудовой путь от рабочего «Красной Зари» (1955 г.) до главного технолога «Северной зари».

Он являлся одним из значимых специалистов, создававших новую технологию производства специальных герметичных ЭМР.

В 1975 г. для повышения эффективности работы технологических служб опытного завода Фролков О.П. назначается главным технологом объединения - начальником ОГТ. В 1976 г. за личный вклад в развитие релейного производства был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Вначале 1980-х гг. Фролков вновь возвращается в НИИКТ, где по-прежнему возглавляет НИО-2, оставаясь главным технологом объединения.

Технологическое НИО-2 состояло из:

- технологического отдела 321 новых разработок (Рудык А.Р.), в состав которого входили сектор сборки и регулировки (Васильев Б.С.), сварки (Щетанов Д.П.), пайки (Жуков Д.М.), химической очистки (Никитин О.Д.), остеклования и дегазации (Любинский Д.Л.), оснастки и инструмента (Пахольчик П.Л.) и планирования подготовки производства (Михалевич В.С.);

- конструкторского отдела 322 нестандартной контрольно-измерительной аппаратуры (Ганкин И.А.);

- экспериментального отдела 323 (Федотов Н.А.) с макетной мастерской (Адашкевич Л.Ф.), подчиняющегося заместителю генерального директора по научной работе. В 1977 г. 323 отдел был преобразован в экспериментальный цех (Салтан С.А., позднее Воробьев В.А.).

- конструкторского отдела 324 по специальному технологическому оборудованию (Иванов З.Ф., позднее Громов А.И. – Заслуженный машиностроитель РСФСР);

- сектора 325 новых специальных технологических процессов и материалов (Кузнецов В.Ф.), на базе которого в 1978 г. был создан отдел сварки, пайки, новых материалов и технологий (канд. техн. наук Климов А.А.), где была организована одна из первых в СССР лаборатория лазерной технологии (Малащенко А.А., с 1982 г. Лакиза Ю.В.).8

Следует отметить, что для эффективного решения наиболее важных технологических проблем производства реле в составе специального отдела 353 НИИКТ были созданы технологические бюро, возглавляемые Алексеевым И.В. (анализ технологических потерь), Виноградовым Н.Н. (проектирование микросборок) ,Смирновым В.М. (проектирование инструмента для деталей), Соколовым В.В. (проектирование оснастки для сборки и регулировки).

В этих бюро под общим руководством заместителя главного технолога Деркача Э.П. работали наиболее квалифицированные специалисты ОГТ.

Из общетехнических и отраслевых подразделений НИИКТ следует выделить:

- исследовательский отдел применения реле (Минеева И.А., с 1978 г. Семенов О.С.), где вопросами расширения и правильного применения реле занимались Владимиров Г.В., Городинский А.С., Маслов В.В., Рябинко Т.М., Спицин В.Г. и др;

- головной отдел научно-технической информации, патентоведения и изобретательства (Кириллов А.А., позднее Пименов В.В.), где вопросами изобретательства долгие годы руководил Пурижинский В.Г.;

- базовый отдел метрологии (Ульянова Е.В., позднее Тиунова Н.Г.;

- базовый отдел надежности (Вавилов И.К., позднее - Мицун В.В.);

- базовый отдел стандартизации и нормализации (Чмутов В.П., позднее Страхова А.И.);

- технический отдел (Селиверстова Л.А., с 1976 г. Яковлев А.Я.), где ведением ТУ, разработкой отраслевых и государственных стандартов, координацией и прогнозированием разработок, изучением иностранных образцов реле и т.п. вопросами занимались Анчиц В.Г., Васильев Б.С., Витенберг М.И., Игнатьев О.Н., Каракосова И.В., Фридман Я.Ю., Шибаловская Г.А. и др.;

- базовый технологический отдел внедрения (Ротенберг А.А., позднее Андреев В.Г.), где были собраны опытные специалисты Вострюхин А.В., Гершт Б.Г., Крылов Ю.В., Новак Л.В., Синдаловский Л.Е., занимающиеся организацией освоения реле на предприятиях отрасли.

Общее руководство взаимосвязанными вопросами испытаний, надежности и применения реле осуществлял заместитель главного инженера Колесников Е.А., начавший свою трудовую деятельность на заводе «Красная Заря» в 1964 г. вначале начальником лаборатории типовых испытаний ОТК, а позднее и начальником контрольно-испытательного цеха. С 1981 г. по 1989 г. Колесников Е.А. был главным инженером объединения, а с 1990 г., вследствие изменения структуры управления предприятием – главным инженером завода.

Рассматривая производственную составляющую НПО «Северная заря» следует отметить первых руководителей и специалистов планово-экономического отдела (Абрамова М.П., Таланова А.В., Токарев Р.В., Потехина А.Н. и Никулина Л. В. – впоследствии заместитель генерального директора, Заслуженный экономист России), отдела организации труда и заработной платы (Немчинова Е.К., Тихомирова Г.А., Трифонова В.Н., Щучко И.В.), отдела снабжения и комплектации (Затман М.И., Кукуй Н.Я.).

Общие производственные связи объединения осуществляли начальник ПДО Итенген И.А. и главный диспетчер Луценко Г.В. Производством «Радист» руководил Ваганов В.И.

Начальниками основных цехов опытного завода были Бриккер А.И., Власов А.Д., Иванов А.Д., Рапопорт И.Р.

Конструкторское сопровождение производства реле осуществлялось под руководством Ширяева М.В. и Долгопольской Н.М. Центральной заводской лабораторией руководила Бененсон Н.М., а ОТК - Мончак М.Л., назначенный позднее заместителем генерального директора по качеству.

В 1977 г. стандартом МПСС ОСТ4.454.000-77 и его последующей редакцией 1983 г. межотраслевые реле были определены как (логические, не измерительные) реле электрические (слаботочные), различающиеся по принципу действия и функциям на реле низкочастотные и высокочастотные, а также на реле времени.

Слаботочные (не временные) реле стали подразделять по принципу действия на:

1. Статические реле (не содержащие подвижных элементов конструкции, например, на основе электровакуумных или полупроводниковых приборов, трансформаторов и т.п.).

2. Электромагнитные (динамические) поляризованные или неполяризованные реле, содержащие подвижные элементы - якорь и/или контакт и подразделяемые в этой связи на:

- электромагнитные (классические) реле с МУЯ, воздействующим на подвижный элемент контакта;

- герконовые реле, содержащие герметичный магнитоуправляемый контакт.

Слаботочные реле времени подразделялись по принципу действия на:

1. Электротепловые (динамические) реле, для формирования выдержки времени которых используются термоподвижные элементы конструкции, нагреваемые электрическим током.

2. Статические реле, для формирования выдержки времени которых используются статические электронные устройства, а выходная цепь которых реализована с помощью контактов ЭМР или БКР.

Кроме того, СР получили новые обозначения типов:

- РПА и РПК - реле (электромагнитные с МУЯ) поляризованные высокочастотные и низкочастотные;

- РЭА и РЭК - реле (электромагнитные с МУЯ) неполяризованные высокочастотные и низкочастотные;

- РГА и РГК – реле герконовые (электромагнитные) неполяризованные высокочастотные и низкочастотные;

- РИА и РИК – реле герконовые (электромагнитные) поляризованные высокочастотные и низкочастотные;

- РСК и РМК – реле статические с бесконтактным и контактным выходом низкочастотные;

- РСВ и РМВ – реле статические времени с бесконтактным и контактным выходом;

- РТВ – реле электротепловые времени.

Более жесткие требования к качеству разработки и производства наиболее востребованных слаботочных электромагнитных реле (СЭМР) были установлены в новом ГОСТ 16121-79 «Реле слаботочные электромагнитные. ОТУ» и в его соответствующих военных дополнениях. Для создания слаботочных реле времени, в т.ч. интенсивно развиваемых статических типов, был выпущен ГОСТ 16120-79 «Реле слаботочные времени. ОТУ».

Мало востребованные статические реле типа РСК, РМК, а впоследствии и типа БКУ (бесконтактные коммутирующие устройства), создавались не по общим техническим условиям (ОТУ), а по групповым.

Статические слаботочные реле времени первого поколения типа РВЭ в качестве коммутирующего элемента содержали бесконтактный транзисторный ключ или имели контактный выход в виде сверхминиатюрного электромагнитного реле и строились с 1973 по 1985 гг. на аналоговых времязадающих RC-цепях. После модернизации реле РВЭ, как и вновь разработанные БКР времени типа РДВ и РСВ, стали содержать цифровые времязадающие микросхемы. Кроме того, у реле РДВ и РСВ коммутирующим элементом стал использоваться бескорпусной транзисторный ключ, а вся твердотельная электроника стала размещаться в низкопрофильном металлостеклянном корпусе.

При этом следует отметить, что в новом ГОСТ на СЭМР были введены также общие технические требования на их герметичность, которая оценивалась массспектрометрическим методом по величине утечки пробного газа - гелия, устанавливаемой в ТУ на реле. В ГОСТ на СЭМР устанавливались давление и время опрессовки реле гелием.

Требование к герметичности СЭМР было введено в связи с необходимостью сохранения в их подкорпусном объеме рабочего газа, количественный и качественный состав которого определяет электрическую изоляцию, пробой, развитие и протекание газоразрядных явлений между контактными элементами и т.п. процессов.

Подкорпусным объемом рабочего газа в СЭМР является свободный объем между базовым (несущим) элементом - герметичным металлостеклянным цоколем, на выводах и основании которого располагаются контактные элементы и электромагнит реле, и металлическим кожухом, герметично соединенным пайкой или сваркой с основанием цоколя.

Рабочим газом (осушенным воздухом или азотом) подкорпусной объем обычно заполняется через впоследствии герметизируемое технологическое отверстие, используемое также для предварительной термовакуумной дегазации (обезвоживания) подкорпусного объема.

Динамику качественно-технического развития слаботочной релейной техники с 1970 по 1980 гг. хорошо отражают данные, приведенные в табл. 2, из которых виден почти двукратный рост производства всех видов реле при одновременном двукратном росте герметичных видов и аналогичном снижении производства зачехленных и открытых реле. При этом следует отметить, что годовой выпуск многих типов реле доходил до десятка миллионов.

Таблица 2

Выпуск видов слаботочных реле по годам

Виды реле

1970 г.

1975 г.

1980 г.

Количество видов в %

Герметичные

25

33

48

Зачехленные

42

30

17

Открытые

25

15

11

Герконовые

8

22

24

Всего, шт.

65

90

126

К концу 1980-х гг. в отрасли было освоено более 150 типов реле, имеющих десятки исполнений. При этом 70 % типов составляли СЭМР с МУЯ, 20 % - герконовые СЭМР и 10 % - бесконтактные коммутационные устройства (БКУ), статические коммутационные реле и реле времени электротепловые и статические с транзисторным или контактным выходом.

Технический уровень наиболее сложных по конструктивно-технологическому исполнению специальных СЭМР с МУЯ соответствовал уровню изделий ведущих зарубежных фирм: Allied Controls, American Zettler, Babcock, CII Relays, Deutsch, Leach, Magnecraft, Potter& Brumfield Relays. Специальные СЭМР имели более высокие эксплуатационно-технические показатели: повышенный временной и коммутационный ресурс, малый вес, повышенную герметичность и безотказность работы в широком диапазоне температур, давлений и влажности окружающей среды, вибраций, ударов и ускорений.

С момента образования НПО «Северная Заря» по 1980 г. в НИИКТ было разработано 45 новых типов реле, а 11 типов модернизировано. В этот период были созданы и конструкции СЭМР с МУЯ, достойно представляющие отечественную релейную технику на мировом уровне. К числу таких изделий можно отнести, например, сверхминиатюрные герметичные реле весом около 2 г РПС469 и их планарные исполнения РПК29 (рис. 8), а также реле РЭС79, РЭС80 (рис. 9), разработанные в развитие ранее созданных в НИИКТ соответствующих аналогов весом 3,5 г - РПС45 (рис. 8) и РЭС49,60 (рис. 9).

Кроме того, на базе лицензии французской фирмы Deutsch Relays были разработаны сверхминиатюрные герметичные реле в корпусе ТО-5 (РЭК11) и в корпусе Q/2 (РЭК21).

Рис. 8. Реле РПК29 (планарное исполнение сверхминиатюрного герметичного реле РПС46 весом 2 г и размером 10х11х5,5 мм) и его аналог - реле РПС45 весом 3,5 г и размером 13,5х12,5х6,6 мм)

Рис. 9. Реле РЭС80 весом 2 г и размером 10,6х11х5,5 мм и его аналоги - реле РЭС49,60 весом 3,5 г

Интенсивному развитию слаботочной релейной отрасли способствовали проводимые НПО «Северная заря» технологические НИОКР по созданию контактных и магнитных материалов, микропроводов, пластмасс, оригинальных процессов лазерной технологии, микросварки, пайки, термовакуумной обработки, химической и водно-воздушной очистки реле. Для решения этих задач были привлечены 32 института, в том числе 6 институтов Академии наук СССР, 10 институтов Минвуза, 16 НИИ и КБ. Были созданы 4 отраслевые лаборатории, занимающиеся проблемами развития слаботочных реле.

Кроме того, в НПО «Северная заря» развивалась и собственная отраслевая наука. Были созданы научно-исследовательские подразделения по релейным материалам, сварке, пайке, электрохимии, термовакуумной обработке, надежности, специализированным средствам технологического оснащения, контроля, испытаний и т.п. Например, уже в 1979 г. была создана одна из первых в отечественной промышленности научно-исследовательская лаборатория (сектор) лазерной технологии, где занималась разработкой новых лазерных технологий и внедрением первых отечественных технологических лазеров не только в производство реле, но и в производство других изделий электротехники, электроники и приборостроения. За первые 10 лет работы лазерной лаборатории было разработано большое количество новых и оригинальных процессов (см. коллаж на рис. 10), на которые было получено более 20-ти авторских свидетельств на изобретения, опубликовано более 30-ти работ, защищена кандидатская диссертация (1981 г., Малащенко А.А.). Среди наиболее интересных разработок можно отметить способы повышения эффективности микросварки, скрайбирование магнитов, удаление изоляции с теплостойких микропроводов, способы обработки прозрачных монокристаллов типа ниобата лития и т.п.

Вначале 1980-х гг. в связи возрастающей потребностью в слаботочных реле опытный завод НИИКТ стал в НПО «Северная заря» по существу одним из крупнейших серийных заводов отрасли. К этому времени здесь производилась вся предыдущая номенклатура герметичных реле: РПС34,36, РЭС8,48,90, а также были освоенные и новые реле РПА13, РПК29, РПС45,45-1,46,58, РЭА11,12, РЭК24,49, реле времени РДВ11 и РВЭ1,2,3.

Кроме того, к НИИКТ добавились два новых филиала - в «Иркутском релейном заводе» и в строящемся заводе по выращиванию оксидных кристаллов в г. Апатиты Мурманской обл. (В настоящее время это ОАО «Северные кристаллы»).

Рис. 10. Лазерные технологии в производстве реле

Таким образом, для повышения эффективности управления объединением и отраслью СР вначале 1980-х гг. была произведена соответствующая корректировка структуры предприятия.

Была усилена и расширена роль заместителя генерального директора по производству Домбровского Ф.Л., который становится директором опытного завода. В состав служб заместителя по производству добавляется новый сборочный цех реле № 205 (Кононов В.Н.), набирающее силы заготовительное производство в промзоне «Парнас» (Мартынов В.А.) и отдел сбыта.

Была также усилена и расширена роль первого заместителя генерального директора канд. техн. наук Мартынова Д.И., который одновременно стал и заместителем директора НИИКТ по научной работе. При этом, главным инженером НПО и НИИКТ назначается Колесников Е.А., а Ивакин Б.Ф. переводится на должность начальника НИО-1 с сохранением функций главного конструктора СРТ. В состав НИО-1 дополнительно вошел заводской отдел главного конструктора (ОГК) и вновь образованный в НИИКТ отдел микроэлектроники (Шепшелей В.И.), занимающийся разработкой изделий акустоэлектроники на оксидных материалах типа ниобата лития.

Изменилась и структура НИО-2, куда вошли заводской ОГТ (Деркач Э.П.) и Центральная заводская лаборатория, а НИО-2 вновь возглавил главный технолог объединения Фролков О.П.

Кроме того, в НИИКТ была изменена структура и качественный состав ряда научно-исследовательских подразделений. Так, например, был создан новый отдела сварки, пайки, новых материалов и технологий, начальником которого по конкурсу был избран канд. техн. наук Малащенко А.А., а начальником одного из секторов (новых материалов) этого отдела – канд. химич. наук Узлянер-Негло А.Л. Группой специалистов по контактной микросварке в новом отделе руководит ст. научн. сотрудн. (заочный аспирант) Вайнштейн В.И., получивший до этого практические знания по сварке реле на заводе. Был изменен и качественный состав сектора химической очистки реле, который возглавила бывшая целевая аспирантка канд. химич. наук Шишканова Л.А.

Управление общетехническими службами (надежность, стандартизация, метрология, информация и т. п.) было передано заместителю главного инженера Савкину В.Г., имевшему огромный опыт руководства в качестве начальника НИО-1.

В 1980-х гг. НПО «Северная заря» ежегодно пополнялось молодыми специалистами из различных вузов Ленинграда и базового техникума. Однако с целью ускорения профессиональной подготовки будущих инженеров предприятия и сокращения времени их адаптации в ЛЭИС им. проф. М.А. Бонч-Бруевича в 1981 г. был создан филиал кафедры «Конструирование РЭА и микроэлектроника», студенты которого проходили производственную, технологическую и конструкторскую практики, а также слушали базовый курс лекций по технологии производства реле, читаемый доцентом Малащенко А.А..

Значительную помощь в специальной подготовке студентов, а также в повышении квалификации работников предприятий релейной отрасли оказали соответствующие книги, написанные специалистами НИИКТ НПО «Северная заря»:

  1. Витенберг М.И. Расчет электромагнитных реле. Изд. 4-е, перераб. и доп. Л., «Энергия», 1975.
  2. Ройзен В.З. Миниатюрные герметичные электромагнитные реле. Л., «Энергия», 1976.
  3. Ройзен В.З. Электромагнитные малогабаритные реле. - Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1986.
  4. Малащенко А.А., Мезенов А.В. Лазерная сварка металлов. Учебное пособие для слушателей заочных курсов повышения квали­фикации ИТР. М., "Машиностроение", 1984.
  5. Лакиза Ю.В., Малащенко А.А., Мезенов А.В. Повышение эффективности лазер­ной обработки материалов. Л., ЛДНТП, 1984.
  6. Малащенко А.А., Радченко Л.А. Технология очистки и обезгаживания деталей и узлов приборов. Учебное пособие. Л., ЛЭТИ, 1984.
  7. Рудык А.Р., Любинский Д.Л.. Технология миниатюрных реле. Под ред. А.Д. Животченко. Л.: Энергоиздат. Ленингр. отд-ние, 1986. (Эта книга написана в соавторстве с северозаревцами - Вишниовским В.В. и Кострюковым С.И. и является практически единственным в мире изданием, посвященным технологии производства слаботочных электромагнитных реле, включая их контроль и испытания).

«Северная заря» в кризисных 1990-х гг.

Начатая в 1990 гг. перестройка отечественной промышленности коснулась и «Северной Зари», которая в 1991 г. была преобразована в Государственное предприятие (ГП) и переименована (по решению трудового коллектива) в ГП «Производственно-научный комплекс «Северная заря».

В апреле 1994 г. в соответствии с решениями Правительства РФ ГП «Производственно-научный комплекс «Северная заря» было приватизирован с сохранением основного (60%) пакета акций у государства. Предприятие получило статус акционерного общества открытого типа (АООТ), которое 20 июня 2002 г. было преобразовано в ОАО научно-производственный комплекс (НПК) «Северная заря».

Кризис отечественной оборонной промышленности, начавшийся вначале 1990-х гг., не миновал и релейные заводы. Спад продаж реле специального назначения с 1991 г. продолжался 7 лет и достиг на «Северной заре» почти 20-ти кратного размера, что неминуемо должно было привести к остановке предприятия. Однако это не произошло благодаря своевременной переориентации завода на производство собственной альтернативной релейной продукции – реле общепромышленного применения типа РЭК51,52,53,55,58,67,74,76, часть из которых показана на рис. 11. Эти реле специалистами НИИКТ Берковичем Ф.Г., Зиновьевым Г.А., Хабаровым В.И., Хазаком Г.З. были разработаны в короткие сроки и стали изготавливаться по упрощенному технологическому процессу на имеющемся у предприятия оборудовании. К сожалению, для производства общепромышленных реле требовалось всего около четверти основных и вспомогательных рабочих; остальные были либо отправлены на пенсию, либо сокращены.

Существенную помощь в поддержании работоспособности подразделений опытного завода оказали и разработанные по инициативе Малащенко А.А. и под руководство начальника сектора НИИКТ Любинского Д.Л. терморазмыкатели УК2 (рис. 12), применяемые в то время в новых отечественных утюгах.

Рис. 11. Реле РЭК52,53,67,76,55

Кризис оборонной промышленности коснулся и многих подразделений НИИКТ, которому было значительно сокращено госбюджетное финансирование, поступающее из Минпромсвязи и Минобороны. Это привело почти к 5-ти кратному сокращению численности специалистов института, занимающихся технологическими НИОКР, отраслевыми и общетехническими работами.

Рис. 12. Терморазмыкатель УК2

Сохраненные ведущие конструкторы и технологи НИИКТ были ориентированы в 1990-х гг. на разработку вышеупомянутых общепромышленных реле, а также на создание некоторых типов специальных СЭМР, среди которых следует отметить:

- новое многофункциональное поляризованное реле-переключатель РПК30В и реле РПК31В (более современный аналог реле РПС58), финансируемые ракетно-космической отраслью в интересах аппаратуры самарского Центрального специализированного КБ;

- принципиально новые для отечественной релейной техники поляризованные (не только дву-, но и одностабильные) реле унифицированных серий РПК41-48 и РПК57-60 с высочайшими показателями «коммутируемая мощность/объем» (рис. 13), аналогичные конструкции которых производились ведущими зарубежными фирмами Babcock, Deutsch Relays и Leach International для авиационной и ракетно-космической техники. Разработка этих реле была инициирована Научно-исследовательским институтом авиационного оборудования и финансировалась Минобороны;

- сверхминиатюрные реле типа РЭК60,61,63,63-1, переосвоенные по более эффективной технологии производства, для применения в современных МБР, космических и авиационных устройствах взамен реле РЭК23 и РЭС49,60 (рис. 9), производимых предприятиями Украины.

Рис. 13. Новые поляризованные одно- и двустабильные реле РПК41-48 и РПК57-60 с 1-4 контактами для коммутации номинальных токов 5 и 10А

Важную роль в сохранении работоспособности участков водоподготовки и литья пластмассовых деталей предприятия сыграла и инициатива начальника сектора НИИКТ канд. хим. наук Шишкановой Л.А. по организации первого отечественного производства бытовых (квартирных) очистители воды (рис. 14) и водоочистительных малогабаритных станций для детских садов, школ и офисов.

Рис. 14. Бытовые (квартирные) очистители воды ЭКО - 2,3,4

1 Историю телефонии см., например, на http://www.infratel.ru/library/history/index.html.

2 Новый этап в развитии бесконтактной коммутации тока начался после изобретения полупроводникового усилителя тока - транзистора и их промышленного производства в конце 1950-х гг. [5]. В 1970-х гг. в качестве БКР стали использовать и новую разновидность полупроводников - тиристоры.

3 В ответственной стационарной аппаратуре железнодорожной автоматики использовались одностабильные ЭМР со сравнительно тяжелым якорем, потенциальная энергия которого после перемещении якоря снизу вверх использовалась для гарантированного (не зависящего от упругих свойств контакта и возвратной пружины) самовозврата реле в исходное состояние после срабатывания.

4 О развитии работ по созданию отечественной засекреченной телефонной связи см., например, в материале Калачева К.Ф., представленном на сайте http://anmal.narod.ru/kniga/soder.html.

5 Первые опытные образцы герконовых реле были созданы в ленинградском НИИ городской и сельской телефонной связи (НИИТС) – сейчас это ЛОНИИС, а первые образцы герконов - релейщиками НИИ-56.

В 1963 г. специализированное производство герконов с «Красной Зари» было передано на "Рязанский завод металлокерамических приборов"

6 В состав НПО «Красная Заря» помимо головного НИИКТ входил и НИИ электротехнических устройств (НИИЭТУ), преобразованный в 1966 г. из НИИ фототелеграфной и специальной техники с опытным заводом, история образования которого относится к 1952 г.

В 1974 г. после выделения из НПО «Красная Заря» релейной составляющей (о создании НПО «Северная заря» см. ниже) его головным предприятием становится НИИЭТУ – в настоящее время это ОАО «Интелтех».

7 Историю «Радиста» см. «Северная заря» 1974-1999 История предприятия и слаботочной релейной техники».

8 Лазерная сварка вскоре стала одним из основных способов соединений узлов реле, а различные процессы лазерной технологии стали широко использоваться не только в НПО «Северная заря», но и на других релейных предприятиях.

9 Самое малое (10х5,5х11 мм) поляризованное двустабильное реле с прямыми (РПС46) и планарными (РПК29, РПС46-1) выводами содержит 48 деталей, соединенных лазерной и контактной сваркой. Реле обеспечивает одновременное переключение двух электрических цепей с токами от 5 мкА до 1 А, обладая удельной коммутируемой мощностью до 100 Вт/см3.

Первый заместитель генерального директора –
директор НИИКТ, к.т.н., доцент Малащенко А. А.